среда, 25 сентября 2013 г.

Мысли вслух. Конференция "Корпоративное обучение: от затрат к инвестициям". Часть 1.

В этой статье я хочу рассказать не просто о Международной практической конференции «Корпоративное обучение: от затрат к инвестициям» от компании «ДТЕК», где мне посчастливилось поучиться («присутствовать» даже язык не поворачивается сказать). Я хочу поделиться своими выводами и в еще большей мере впечатлением от происходившего. Описать всё и выступления каждого в полном объеме почти не реально – получится книга. Поэтому остановлюсь на тех моментах, которые меня зацепили, и поверьте, здесь не имеет смысла говорить о длительности выступления, ведь порой и одной минуты достаточно, чтобы «продать идею».
Открыл конференцию Евгений Бондаренко, зам. директора по управлению персоналом ООО «ДТЕК» и,  должна сказать, сделал это красиво, просто рассказав о нескольких значениях слова «конференция». Это одновременно и объединение, и обмен, и обсуждение. Этим мы два дня в итоге и занимались: собрались в одном месте, обменивались мнениями, знаниями, опытом и обсуждали общие проблемы. На мой взгляд, это выступление задало тон всей конференции: масса впечатлений, интересной информации, полезных выводов.

Первый блок конференции был посвящен оценке эффективности корпоративного обучения.   Первым спикером была Алена Лысак, управляющий партнер «Амплуа». Она выступала несколько раз и всегда была предельно объективна, приводя вполне конкретные цифры и данные исследований рынка обучения и работы корпоративных университетов. Меня искренне порадовала статистика того, что обучение на предприятиях делиться «50 на 50», когда идет речь о внешнем и внутреннем обучении. Это означает, что наши услуги по-прежнему нужны и узкая специализация и высокое качество позволяет быть востребованным, даже на очень требовательном рынке обучения.
Позже она говорила о войне за таланты, которая сейчас ведется методами «холодной войны». Грустно, потому что headhunting с идеей переманивания специалистов за «гривну», если и оправдывает себя, то только временно, и через время начинает работать принцип «скупой платит дважды»: или приходится платить все больше за тот же результат, или потеря специалиста может влететь компании в «копеечку».
А еще прозвучала мысль, что обучение персонала, в частности производственного часто роскошь, потому что если обучать хорошо, то дорого. На мой взгляд, зато переучивать не надо, и платить снова и снова за одно и то же обучение.
Михаил Крикунов, декан Академии ДТЕК. Выступление Михаила было очень ёмким, и я еще долго потом не просто перечитывала, а прорабатывала материалы выступления в слайдах – основные тенденции рынка обучения сжато, конкретно и понятно – спасибо, это было полезно.
Интересно то, что мы по сути работаем в тех же направлениях развития рынка бизнес-образования, но делаем это интуитивно, здесь же получили подтверждение выбранной стратегии. Лидерство, повышение лояльности сотрудников, обучение кадрового резерва (часто это рост от специалиста до руководителя) и многое другое. По меньшей мере, эти направления мы реализуем через программу «Суворов – наука побеждать».
Есть то, в чем мы немного отстаем – это мобильные технологии. Сейчас мы совершенствуем бесплатный обучающий он-лайн проект «Amplifier – усилитель жизни», но имеет смысл запускать и другие проекты. Хотя при этом пришло осознание, что обучение он-лайн находится исключительно на совести обучающего и «говорящая голова» на мониторе компьютера никогда не заменит тренинг. Ведь тренер берет полную ответственность за результат обучения и по сути выступает его гарантом, не только обучая, но и контролируя в итоге наличие определенных знаний и умений у своих выпускников.
Порадовал слайд, в котором схематически демонстрировалась связь между обучением и применением его результатов в жизни. Практическое применение полученных знаний всегда было важно, а сейчас это стало тенденцией рынка - наконец-то!
А еще прозвучала замечательная фраза о том, что «корпоративный университет транслирует стратегию в кадры и во вне». Это верно, потому что обучение – это то будущее, которого хочет в итоге достичь компания.
Елена Мирошниченко, менеджер Академии ДТЕК, поделилась историей и причинами создания Академии и теми преимуществами, которые дает корпоративное обучение. Реальный кейс и результаты в действии – познавательно.
Филип Генри Шихан, преподаватель и эксперт от Оксфорд Класс Корпорейт, не смог приехать на конференцию. Но решение было найдено и настроен телемост, благодаря которому мы смогли послушать мнение западно-европейского специалиста в вопросах обучения.
Что зацепило? Оказывается, что многие компании в Украине запрашивают обучение развлекательного характера, чтобы было легко и весело, обучение с «вау-эффектом». На что получали ответ Филипа: «Вы хотите, чтобы я развлекал Ваших сотрудников или научил их английскому?»
И это проблема современного обучения, которое часто уходит от результата к «мероприятиям выходного дня». У нас не однажды заказывали тренинги по тайм менеджменту, «но только так, чтобы все расслабились и отдохнули, может веревочный квест?» Мы отказываемся, мы отвечаем за качество и результат, хотя это и не исключает стопроцентную вовлеченность в процесс обучения, интерес и просто хорошее настроение во время тренинга.
Анна Власова, директор школы HRM, по сути продолжила выступление Филипа, только своими словами. Очень понравилось высказывание, что «нельзя оценивать эффективность обучения по отзывам участников, только результаты» являются мерилом эффективности. А еще она подтвердила мои выводы – «он-лайн курсы не обеспечат командного взаимодействия» :). Еще порадовала мысль, что настоящее обучение возможно только на стыке отраслей. И эта конференция чудесно это продемонстрировала.

Марианна Хонина, заместитель директора ООО «Девелор Юкрейн». Это был практический кейс применения модели Киркпатрика. Все в нашей жизни начинается с конца:). Сначала определяем результат, конечную цель и дату, а уже потом отматываем назад и определяем, ЧТО позволяет реализовать задуманное, и делаем это, а потом ОБЯЗАТЕЛЬНО анализируем результат. На этом принципе построена и наша технология BogushTime.
Выводом вышеприведенных выступлений стало то, что на данный момент нет отработанной системы оценки эффективности обучения, не по факту его проведения, а по бизнес-результатам. Слишком много допо
лнительных фактов могут обеспечить тот самый бизнес-результат. А я подумала, что наша система планирования может быть отслежена во времени. Ведь если человек спустя годы после тренинга по-прежнему пользуется BogushBookом и нашей системой планирования, успешно коммуницирует с людьми, делегирует, сделал карьеру или добился чего-то в жизни, то значит вот она эффективность -  не в цифрах, но в фактах.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий